Новости
 
стр. 2    
 
       
    03.03.2006  
       
   
Годичная конференция сотрудников РИЭПП
 
       
   

Ежегодная конференция "Наука, инновации и образование в современной России" прошла в РИЭПП 2 и 3 марта 2006 года.
2 марта: Пленарное заседание и секция Проблемы научной политики и развития науки.
3 марта: Секция Проблемы инновационной политики и развития НИС, секция Проблемы методов анализа и экспертизы, подведение итогов и круглый стол.
С подробной программой и тезисами конференции можно ознакомиться здесь.

 
       
       
     
    26.02.2006  
       
    Статья Г.А.Еременко "Проблема века. Приобретение прав на результаты НИОКР, выполняемых по государственным контрактам: идея решения"  
       
   
(Статья опубликована в 5 номере журнала "Информационное общество 2005")
 
       
 
Еременко Герман Алексеевич
канд.эконом.наук,
зав.сектором "Проблем правового регулирования интеллектуальной собственности"
e-mail: gaer@tm-net.ru
 
    "…нет ни одной практически трудной, а тем более неразрешимой задачи, источник которой не уходил бы в теорию. И чем труднее дело, тем глубже в теории находится ее решение".
К.И.Скловский

 
       
    1. Взгляд на историю и современное состояние проблемы

Исследователь зрелого возраста, заинтересовавшийся проблемой приобретения прав на результаты НИОКР, выполняемых на основе государственных контрактов, может с удивлением обнаружить, что "возраст" этой проблемы сопоставим с его возрастом.
Действительно, рассматриваемую проблему можно считать уникальной по длительности и накалу дискуссий, которые она вызывала с момента возникновения (40-е годы прошлого века) и до наших дней. Перед нами своего рода "проблема XX века", к сожалению, в прошедшем веке так и не решенная, и способная, если не предпринять необходимых мер, стать проблемой и нашего века.
Страна, где впервые возникла эта проблема, - США, где еще во время Второй мировой войны сформировалась система государственных контрактов на выполнение военных НИОКР с участием частных фирм, и встал вопрос о принадлежности прав на коммерческое использование результатов таких НИОКР...  

 
   
           Скачать всю статью (zip)
 
       
       
     
    16.02.2006  
       
    Доклад В.Л.Тамбовцева "РАН и рынок: совместимы ли они?" на научном семинаре  
       
       
 
Тамбовцев Виталий Леонидович
докт. экон. наук, профессор, заведующий лабораторией экономических методов управления общественным производством экономического факультета МГУ. Автор более 250 научных работ.
Член Международного общества специалистов в области новой институциональной экономической теории (ISNIE), член Совета Международной Ассоциации исследователей общественного сектора (ASPE), эксперт Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Федерального экспертного совета по образованию Министерства образования РФ, Национального фонда подготовки кадров, Института Открытое общество.
e-mail: tambovtsev@mail.econ.msu.ru
 
       
    Текст доклада  
       
   

Сфера производства фундаментального научного знания, с моей точки зрения, есть, наряду с другими сферами жизнедеятельности общества, один из возможных предметов изучения средствами экономической теории.
Для того, что бы очертить, в какой круг понятий экономической теории вкладывается деятельность по производству фундаментальных научных знаний, нам нужно охарактеризовать результаты этой деятельности как определенное экономическое благо, поскольку, как опять же показано в экономической теории, производство разных типов благ наиболее эффективно осуществляется с помощью разных организационных форм, среди которых принято выделять коммерческие организации (фирмы), частные некоммерческие организации и государственные некоммерческие организации (учреждения).
Здесь я должен принести извинения, что буду говорить вещи всем известные, но мне их надо проговорить, для того, чтобы потом плавно двигаться непосредственно к теме сообщения.

           Первая классификация экономических благ

В экономической теории по параметру возможности потребителя блага оценить его качество до момента приобретения принято различать три таких типа благ. С этой точки зрения выделяется широкий класс так называемых исследуемых благ: это те блага, свойства которых легко, практически без издержек, оцениваются потребителем до момента собственного потребления. Например, цветы. Нам не надо изучать их химический состав, мы видим: это мне нравится, это не нравится. Понравилось - купил.
Другой большой пласт благ - это так называемые опытные блага, те блага, свойства которых мы без издержек можем оценить только в процессе потребления. С издержками, конечно, можно оценить и до момента потребления, но это обычно дорого стоит. Например, автомобиль: мы можем оценить его характеристики, но лишь приобретя и поездив на нем; конечно, можно до момента покупки нанять эксперта, чтобы он проанализировал что-то, посмотрел, оценил, но за это нужно платить.
И третий тип благ, наиболее интересных для нас, - это так называемые доверительные блага, свойства которых мы можем оценить лишь много времени спустя после момента их приобретения. Например, услуга здравоохранения. Нам оказана услуга, а вот что это за услуга, как она на нас сказалась, - мы можем понять зачастую очень много времени спустя, после того как она была оказана. Вот, в рамках этой классификации продукция производства научного знания - не прикладного, а именно фундаментального научного знания, - безусловно, относится скорее к типу доверительных, но частично, может быть, к типу опытных, но никак не к типу исследуемых благ.
Это была первая классификация экономических благ.

           Вторая классификация экономических благ

Вторая классификация экономических благ связана с возможностями доступа к ним, конкуренции за эти блага и т.д.
Вот всем известное понятие "общественные блага". Очень часто результаты фундаментальных научных исследований классифицируются как общественные блага, понимая при этом под термином "общественное благо", скорее всего, не его строгий экономико-теоретический смысл, а скорее такую его характеристику как общественная важность, общественная значимость, хотя, с точки зрения экономико-теоретической классификации, результат научного производства отнюдь не есть общественное благо
...

 
     
   
 
 
       
     
    01.02.2006  
       
    Доклады С.Г.Кара-Мурзы "О концепции отдела комплексных проблем науки" и В.В.Борисова "О постановке правоведческих исследований в РИЭПП" на научном совете  
       
    1 февраля 2006 года в 15 часов состоялся научный совет. Тезисы докладов приведены ниже.  
       
 
Кара-Мурза Сеpгей Геоpгиевич
докт.хим.наук,
зав.сектором "Проблем науки в условиях системных кризисов и переходных процессов"
 
       
    Тезисы доклада  
       
    Структурно-функциональная модель науки, реформируемой в условиях кризиса. О концепции отдела комплексных проблем науки

1. РИЭПП - экспертно-аналитическая служба "Министерства науки" РФ (название условное). В обязанность РИЭПП входит проведение прикладных исследований того объекта, за государственное управление которым отвечает Министерство. Условно назовем этот объект "наукой РФ". На основании своих исследований и полученного экспертного знания РИЭПП готовит для Министерства и его подразделений справочные материалы и рекомендации по управлению наукой и его совершенствованию.
2. За последние десять лет в Аналитической центре Министерства науки, а затем и в РИЭПП происходил сдвиг от ориентации на структуру объекта к ориентации на структуру Министерства. В этом сдвиге был допущен перебор и нарушился баланс, необходимый для эффективных прикладных исследований. Ориентация секторов и отделов РИЭПП на соответствующие функции отделов и служб Министерства постепенно привела к ослаблению того ядра представлений об объекте как целостной системе, которое связывает Институт в исследовательское сообщество. Каждый отдел и сектор исходит из содержательного знания о "своем" срезе объекта, а общее видение состояния российской науки как целого размывается. Для ряда задач по выработке научной политики, особенно в переходные периоды, ослабление этого связующего образа науки создает существенные трудности.
3. И в правительстве, и в научных кругах за последнее время, к сожалению, не произошло спокойного обсуждения тех несоответствий между реальным поведением объекта (науки) и теми его изменениями, которые предполагались в доктрине реформы. Время для такой рефлексии еще не пришло. Однако несоответствия налицо, и причиной их является недостаточное знание о той системе, которую начали реформировать. Этот недостаток знания сказался на научной политике 90-х годов. При этом недостаток знания был сосредоточен не только в сфере конкретных (частных) функций управления, сколько в представлениях о структуре и функциях науки в контексте очень быстрых процессов, происходивших в государстве и обществе в тот период.
Иными словами, дороже всего науке обошлись изъяны в самых общих представлениях об объекте и его динамике. Сказалась инерция представлений о структуре и функциях науки, сложившихся за предыдущий стабильный период. Кризис - совершенно особый, плохо изученный и плохо понятный тип бытия всех систем государства и общества. Наука в состоянии кризиса - принципиально иной объект, нежели советская наука 80-х годов или, например, наука США в начале ХХI века.
4. Перед всем коллективом РИЭПП стоит общая задача - создать и обсудить целостный образ российской науки в состоянии кризиса, описав ее структуру и функции в их динамике. Это описание может быть весьма грубым, крупными мазками - его структурная полнота гораздо важнее точности деталей. Для этого описания у совокупности сотрудников Института есть достаточная совокупность содержательных сведений и представлений, проблема в том, чтобы эти содержательные сведения интегрировать в систему, обнаружить в ней провалы и заполнить их.
С этой целью предлагается создать организационную базу такой работы, объединив ряд секторов в новый отдел. Речь идет не о том, чтобы учредить какую-то новую, не связанную с задачами других отделов область исследований ("науковедение"). Задача - соединить нынешние отделы и сектора выработанной сообща системной моделью российской науки в ее специфическом переходном состоянии. Если это удастся, многие конкретные прикладные работы РИЭПП смогут более эффективно привлекать смежные подразделения - системная модель будет играть роль интегрирующего блока.

 
       
   
Борисов Всеволод Васильевич,
канд.физ.-мат.наук,
зам.директора РИЭПП,
зав. отделом "Правовых проблем сферы науки и технологий"
 
       
    Тезисы доклада  
       
    О постановке правоведческих исследований в РИЭПП

Общая оценка российского законодательства. Граничные условия решаемых правоведческих задач.
Законодательство в научно-технической сфере, его тесная зависимость от множества смежных отраслей законодательства, что ведет к расширению подлежащей анализу правовой тематики. Конкретные примеры такого рода расширения.
Возможные модели работы правового отдела.
1. Модель консалтинговой службы, клиентами которой является сотрудники РИЭПП. Регламент работы.
2. Аналитико-критическая модель, с международным компонентом. Критический анализ существующего законодательства по той или иной тематике, отбираемой на основе выбранных приоритетов. Сопоставление с соответствующими аналогами в зарубежном законодательстве. Способы оформления такого рода работ и их адресация.
3. Организация предложений по совершенствованию законодательства. Различные формы таких предложений (готовые законопроекты, концептуальные разработки). Требования к концептуальным разработкам. Проблема учета предложений по совершенствованию законодательства.
4. Выборочная модель - работа в рамках более узкой специализации. Осуществляется на практике в связи со случайным выбором контрактных тем.
5. Мировоззренческая модель - поиск путем решения наиболее злободневных и острых экономико-правовых проблем современности (глобализация, транснациональные корпорации, офшорные зоны и т.д.), поиск оптимальных балансов и реальных механизмов их достижения.
6. Модель экономико-правового взаимодействия, на базе тесного экономико-правового сотрудничества различных отделов и секторов Института.

 
       
       
     
    26.01.2006  
       
    Доклад Б.Г.Юдина "Человеческие ориентиры научно-технического развития" на научном семинаре  
       
    Научный совет состоялся 25.01.2006 г. Тезисы доклада приведены ниже.  
       
   
Юдин Борис Григорьевич
докт. филос. наук, профессор, член-корреспондент РАН,
главный редактор журнала "Человек", директор Института человека РАН.
Исследовательская работа с 1969 г. Преподавание - более 25 лет (МГУ им. М.В. Ломоносова; МВТУ им. Н.Э. Баумана). Редакторская работа в журналах "Вопросы философии", "Вопросы истории естествознания и техники", "Человек". Представитель России в Руководящем комитете по биоэтике Совета Европы, член бюро этого комитета. Член Совета директоров Международной ассоциации биоэтики. Более подробная информация:
http://www.auditorium.ru/aud/pers/pers_view.php?id=6370
 
       
    Тезисы доклада  
       
    Наука в обществе знаний

Для экономики знаний и общества знаний, безусловно, характерна непрерывно усиливающаяся и возрастающая роль науки в экономике и обществе. Но главное не в этом, а в том, что для самого общества новые научные знания и технологии становятся жизненно необходимым условием самого его существования. Радикально трансформируются сами механизмы общественного потребления научных и технических знаний, так что само это потребление начинает воздействовать на способы и формы их производства, задавая определенные требования к характеристикам тех (новых) знаний, которые еще только предстоит получить.
Традиционный путь практического воплощения научных знаний и основывающихся на них технологий представляется примерно таким: сначала создается технология, и уже после этого для нее ищутся рынки сбыта. Появление всякой новой технологии выступает как выход за пределы данного, уже освоенного нами, рутинного порядка вещей. Сегодня, однако, можно, если воспользоваться термином М. Вебера, говорить о рутинизации самого этого процесса технологических обновлений: новые технологии уже не вторгаются в производственную деятельность, в жизнь людей, а занимают заранее определенные для них "ячейки". Иными словами, новые технологии изготовляются "на заказ", когда их разработка начинается тогда и постольку, когда и поскольку на них уже имеется спрос. Получение новых знаний и создание новых технологий сегодня институционализируется, вследствие чего проблема их внедрения во многих случаях попросту теряет актуальность.
Мы, таким образом, являемся свидетелями начала качественно новой стадии развития не только науки и техники, но и их взаимодействия с обществом, которое нередко характеризуют термином technoscience - технонаука. Технонаука - это, конечно, теснейшая связь науки и технологии, но вместе с тем и такой симбиоз, который самым непосредственным образом включает и человеческие устремления и интересы, ориентируясь на массового потребителя.
Само научно-техническое развитие выступает при этом в качестве лишь одного из элементов объемлющего контура, в который входит еще несколько составляющих. Немалую роль в нем играет бизнес, который весьма преуспел в перенаправлении исследовательских интересов на создание того, что будет привлекательным именно для массового потребителя.
В свою очередь, этот потребитель, оплачивая технологические новшества, позволяет бизнесу не только возмещать произведенные затраты, но и извлекать прибыль, которая часто инвестируется опять-таки в исследования и в создание все новых технологий. Бизнес, таким образом, становится неотъемлемой частью хорошо отлаженного, постоянно функционирующего и неуклонно разрастающегося контура. В обществе, основанном на знаниях, вложения в исследования и новые технологии оказываются наиболее перспективными, а следовательно, и привлекательными.
В качестве связующего звена между всеми названными элементами выступает еще один - средства массовой информации, СМИ. Они доводят до потенциального потребителя информацию о появлении на рынке технологических новшеств. Но роль СМИ отнюдь не ограничивается бесстрастным информированием. Напротив, очень часто они формируют потребности в тех или иных технологических продуктах - достаточно напомнить о том, сколь изощренной, навязчивой и даже агрессивной может быть реклама. Термин "СМИ" при этом следует понимать в весьма широком смысле, относя его к самым различным технологиям работы с информацией. Вообще говоря, именно этот элемент - информационные и коммуникационные технологии - принято считать ключевым для общества знаний.
Эффективное функционирование контура технонауки во многом обеспечивается тем, что в него встроены механизмы выявления потребительских интересов и ожиданий. С помощью социальных и гуманитарных технологий эти интересы и ожидания, в свою очередь, доводятся до сведения бизнеса и лаборатории и становятся факторами, определяющими стратегию развития технологий.
Следует особо подчеркнуть многообразие возникающих и действующих форм организации науки, финансирования и стимулирования исследований. Само это многообразие представляет собой важнейший ресурс дальнейшего интенсивного развития и упрочения социальных позиций науки.
Естественно, каждая из уже существующих, как и вновь создаваемых, форм организации науки имеет свои возможности, но вместе с тем и свои ограничения. Поэтому в высшей степени контрпродуктивно и, более того, чрезвычайно опасно стремление выбрать какую-то одну форму в качестве шаблона, который будет навязан всей науке в целом. Прежде, чем затевать коренное реформирование, скажем, академической науки, необходимо с особой тщательностью представить и оценить ее с самых разных сторон.
Речь идет не только о тех выдающихся результатах, которые были добыты в ее лоне, но и о том, что получение этих результатов в условиях достаточно скудного финансирования, которое всегда было характерно для отечественной академической науки, было возможно только благодаря сохранению творческой атмосферы в академическом сообществе. Результаты эти очень часто приносят значительный экономический эффект, хотя дело далеко не ограничивается только им. Такая творческая атмосфера может создаваться и поддерживаться прежде всего самим же академическим сообществом, существующими в нем механизмами самоорганизации, и только во вторую очередь - какими-либо воздействиями извне. Академическая наука - это не только источник новых знаний и опирающихся на них технологий, т.е. того, к чему нередко редуцируют эффективность науки. Это еще и среда, в которой только и возможны сохранение и передача новым поколениям ценностей науки, ее этоса, самих навыков исследовательской работы.
Вообще говоря, извне попросту невозможно оценить и измерить тот человеческий, интеллектуальный, организационный капитал, которым обладает академическое сообщество и который накапливался в течение многих столетий. Но уж во всяком случае эта невозможность дать оценку не должна служить основанием для непродуманных преобразований, осуществляемых по заимствуемым где-то на стороне лекалам. За последние десятилетия мы слишком часто сталкивались с попытками реформирования самых разных сфер жизни общества, когда обновление приводило к тому, что не только не удавалось избавиться от тех недостатков старого, на преодоление которых были направлены замыслы реформаторов, но и само-то новое несло с собой не менее серьезные недостатки. Очень не хотелось бы, чтобы эта история повторилась в связи с очередным реформированием академической науки.

 
       
       
     
    19.01.2006  
       
    О новом секторе РИЭПП.
Направление исследований, задачи и перспективы работы сектора "Наука в условиях глобализации"
 
       
   
Семенова Нина Николаевна
канд.филос.наук,
зав.сектором "Проблем науки в условиях глобализации"
 
       
    В условиях становления и развития общества и экономики знаний существенно меняются общественная роль, функции и ценность науки. В рамках наиболее эффективной на сегодня техногенной цивилизации наука является ключевым фактором развития общества. Расширяется сфера влияния всего научно-инновационной и научно-технологической сфер общественного производства. Этот процесс становится общемировым вследствие развития глобализации, т.е. качественного усиления международного разделения и кооперации труда, расширения мирохозяйственных связей, международного сотрудничества в политике, культуре, утверждения глобальных ценностей, идеологии. Этим обусловлена острая актуальность проблематики, связанной с наукой в условиях глобализации.
Объектом исследований сектора "Наука в условиях глобализации" является наука в контексте глобализации. Предмет исследований - научно-техническая политика в условиях глобализации.
Проблемы, которые подлежат изучению:
- изменение общественного статуса и ценности науки и технологий;
- новые глобальные вызовы науке и технологиям, в связи с чем меняется контент науки, происходит ее переориентация, возникают новые дисциплины и проблемные подходы;
- новые направления и формы международного сотрудничества в научной и научно-инновационной сферах;
- развитие новых форм организации труда в научной и научно-инновационной сфере, в том числе таких, как колаборатории (colaboratories), аутосорсинг;
- различные виды миграции научных кадров (полная, частичная, челночная, внутренняя, "электронная");
- распространение информационно-коммуникационных технологий в науке и возникновение электронной науки (e-science); человеческий потенциал научного сообщества, социальная дифференциация последнего и др.
С вышеперечисленными проблемами связаны и задачи исследования:
- анализ сущности и форм, сфер и уровней глобализации;
- межстрановый анализ научной и научно-инновационной сфер и политики в этих областях, исследование зарубежного опыта;
- анализ российской науки в условиях глобализации, особенностей ее адаптации и развития в контексте глобализации, с учетом трансформации российского общества, связанной с переходом к рыночной экономике, смене геополитических и политических приоритетов, трансформации культуры и идеологии;
- анализ нормативной базы российской научной и научно-инновационной сфер с позиций глобального контента;
- построение моделей и сценариев развития российской науки в условиях глобализации, прогнозирование развития науки в указанном контексте;
- создание методологических подходов к формированию нормативных актов в глобальном контексте;
- формирование методических рекомендаций органам государственного управления в сфере принятия решений по научной политике.
Предмет и проблематика исследований сектора предполагает полидисциплинарный подход, применение методов различных дисциплин к анализу науки в контексте глобализации, а именно: методов философии и социологии, экономики и статистики, социальной психологии и др.
Такое требование учтено и в кадровом составе сектора. В него входят различные специалисты высокой квалификации (кандидат философских наук, два кандидата экономических наук, один доктор психологических наук, а также научный работник, прошедший обучение в аспирантуре, но не защитивший кандидатской диссертации). К работе привлечена также студентка, выполняющая вспомогательные функции (перевод текстов, интернет-поисковые задания).
Сектор выполняет не только исследовательские и методические функции, но и издательские: Семёнова Н.Н. является членом редколлегии журнала "Информационное общество" и ведет в нем рубрику "Наука и инновации в информационном обществе", опираясь в основном на результаты работы сотрудников РИЭПП; Юревич А.В. и Семёнова Н.Н. в качестве ответственных редакторов готовят к печати третий сборник научных докладов, выпускаемый при финансовой поддержке ИНО-Центра, причем данный выпуск посвящен российской науке в условиях глобализации.
Перспективы сектора связаны с детальной углубленной разработкой проблематики науки и научно-технической политики в условиях глобализации. Направлениями такой работы могут стать проблемы миграции научных кадров и наращивания человеческого капитала науки, развитие и использование ИКТ-технологий в науке, формы международного сотрудничества в сфере науки, в том числе совместные проекты, колаборатории и др.; влияние науки на формирование образа России в современном мире и т.д.

 
       
       
   
    12.12.2005  
   
C
еминар по работе центров коллективного пользования научными приборами и оборудованием в ЦКП МГУ
 
       
    29 ноября 2005 года прошел семинар по работе центров коллективного пользования научными приборами и оборудованием. Семинар проходил в ЦКП МГУ под руководством Федерального агентства по науке и инновациям (Качак Валерий Владимирович).
Присутствовали руководители центров, которые в 2005 году выполняли работы по развитию своих центров с финансированием из средств ФЦНТП "Приоритетные направления науки и техники". Руководители выступили с отчетами и затем состоялся обмен мнениями по общим проблемам развития движения ЦКП.
Отмечено, что финансирование развития центров в последние годы резко возросло, хотя еще и недостаточно для того, чтобы обновить оборудование всех действующих в стране центров. Этот дисбаланс и вызвал необходимость конкурсного отбора центров, получающих федеральную поддержку.
Судя по отчетам руководителей центров, полученное за счет федерального бюджета оборудование действительно используется эффективно, из отчетов руководителей вырисовывалась картина становления новой отрасли, обслуживающей одновременно науку и народное хозяйство. Причем, для народного хозяйства ЦКП производят как услуги для производства, так и услуги для конечного пользователя. Незаметно сложился спрос на услуги центров, использующих высокотехнологичное измерительное оборудование.
 
       
   


Одновременно выявились и проблемы, которые не проявляли себя в прошлом, пока работы по измерению не была организационно отделена от исследований.

1. Некоторые приборы позволяют одновременно предоставлять услуги измерительные и технологические. Как отделить их экономически, чтобы не препятствовать развитию новых сфер производственных услуг и не тратить в то же время бюджетные деньги на поддержку негосударственных организаций. В
Европе центры коллективного пользования предоставляют только измерительные услуги, без предоставления технологических услуг.
2. Как быть с ценообразованием в новом секторе науки? Сегодня центры предоставляют свое оборудование в бесплатное пользование научным организациям, выполняющим исследования по приоритетным направлениям науки и технологий в рамках ФЦНТП. Но правильно ли это? В Европе все услуги центров коллективного пользования оплачиваются центрам. Потребитель платит из средств гранта или за него платит специальный фонд, признавший заявку обоснованной.
Следует заметить, что в Москве аналогичная проблема решена при оплате проезда на городском транспорте пенсионерами с помощью социальной карты москвича. То есть, совместить интересы производителя услуги и неплатежеспособного клиента возможно.
Еще один вопрос возник по оплате комплексных услуг, предоставялемых несколькими центрами в рамках ассоциации. Обычно такие вопросы решаются созданием единого расчетного центра и применением внутренних цен в форме каких-либо показателей объемов работ.
3. Следует ли вводить понятие о статусе ЦКП, входящего в сеть? Постановка вопроса напоминает аналогичный вопрос о статусе наукограда. Но решение, как нам представляется, лежит в другой, не финансовой плоскости. У центра должны быть документированные сетевые характеристики, для чего и сама сеть должна быть документирована.
4. Болезненный вопрос о налогах вызван общей для всех учреждений России причиной отсутствия ясного основания для взимания налогов. Конечным источником налоговых платежей всегда является добавленная стоимость. Налоги на землю и на имущество означают налог на потенциально возможную добавленную стоимость. Если организация по своему уставу не создает добавленную стоимость, то она не может иметь источника для уплаты налогов. Уравнивание учреждения с предприятием приводит к тому, что государство в той или иной форме вынуждено компенсировать учреждению расходы на уплату налогов. Получается внутренний контур движения денег, единственная польза от которого состоит в увеличении формального показателя собираемых налогов. Но решение этой проблемы далеко за пределами темы о ЦКП. В компетенции научного сообщества только решение вопросов об отделении работы на получение прибыли от работы без получения прибыли и создание механизмов компенсации для учреждений и неприбыльных организаций.

 
       
       
     
    07.12.2005  
   
Доклад А.В.Юревича
"Социально-гуманитарные науки в современной России" на научном совете
 
       
    7 декабря 2005 года состоялся научный совет РИЭПП.

В повестке дня: сообщение зав.отделом канд.эконом.наук Я.М.Лотоша о работе и перспективах Отдела комплексных проблем развития национальной инновационной системы и доклад зам. директора Института психологии РАН докт.психол.наук А.В.Юревича "Социально-гуманитарные науки в современной России"
 
       
   
Юревич Андрей Владиславович
· С 1990 по 2004 гг. возглавлял Сектор социальной психологии науки Института истории естествознания и техники РАН, с 2000 по 2004 гг. - Центр науковедения этого Института.
· С 2004 г. занимает должность заместителя директора по научной работе Института психологии РАН http://psychol.ras.ru, e-mail: yurevich@psychol.ras.ru
· С 1993 г. - профессор Стэнфордского университета (США).
· Лауреат конкурсов (РФФИ, Фонда Сороса и др.) на лучшие научные работы.
· Участник ряда международных программ и проектов.
 
       
    Тезисы доклада  
       
    Тема доклада: "Социально-гуманитарные науки в современной России"

1. Представление о том, что отечественная наука переживает тяжелый и перманентный кризис, безусловно, оправдано и разделяется основной частью нашего научного сообщества (о чем свидетельствуют результаты опросов), а отдельные позитивные явления не компенсируют многочисленных негативных симптомов этого кризиса.
2. В то же время "диагноз" российской науке выносится "методом вычисления средней температуры по больнице": речь идет об отечественной науке вообще, в то время как разные научные дисциплины и разные сектора отечественной науки оказались в существенно разном положении.
3. В современной России на фоне полного развала технической науки (наука сырьевого комплекса - исключение) и полуразвала естественной науки наблюдается интенсивный количественный рост целого ряда социогуманитарных дисциплин, прежде всего политологии, экономики, правоведения, социологии и психологии, что проявляется в возрастании общего количества специалистов, исследовательских центров, аспирантов, докторантов, защищаемых диссертаций и др.
4. Можно констатировать переключение российской науки с прежней - "космической" - на новую - "политическую" - траекторию развития. Ключевыми признаками первой были: а) явный приоритет естественных и технических наук над социогуманитарными, б) доминирование физики в системе естественных наук, в) преобладание в проблематике физической науки оборонно ориентированных космических исследований. Основные признаки второй: а) большая востребованность социогуманитарных наук, нежели естественных и технических, б) главенство политологии и политически ориентированной экономики в "семействе" социогуманитарных дисциплин, в) преобладание прикладных технологий в проблематике этих дисциплин.
5. Подобная ситуация противоречит распределению приоритетов науки в других странах, обусловлена спецификой социального заказа науке в современной России и трансформацией ее основных социальных функций. В основе переключения отечественной науки на новую траекторию развития лежат, во-первых, востребованность в нашей стране в первую очередь гуманитарного образования, во-вторых, специфический характер нашей рыночной экономики, предъявляющей больший спрос на социогуманитарные исследования, нежели на естественнонаучное знание и технические разработки, в-третьих, предельная политизированность современной России, стимулирующая развитие политических наук.
6. Отечественная социогуманитарная наука сейчас тоже неоднородна. Во-первых, среди социогуманитарных дисциплин выделяются "дисциплины-лидеры", "перспективные дисциплины" и "дисциплины-аутсайдеры". Во-вторых, в разном положении оказались такие локусы нашей социогуманитарной науки, как академическая наука, вузовская наука и независимая наука, представленная т. н. "независимыми" исследовательскими центрами. В-третьих, происходят разрушение единой иерархической системы нашей науки и расхождение различных статусных иерархий. В-четвертых, российское научное сообщество, в т. ч. социогуманитарное, вместе со всем нашим обществом переживает интенсивный процесс имущественного, идейно-политического, психологического и т. д. расслоения (в частности, возникла такая его страта, "новые русские ученые").
7. В то же время наблюдаются и тенденции, общие для всей нашей социогуманитарной науки. Во-первых, повышение социальной релевантности социогуманитарных дисциплин, их ориентация в первую очередь на решение практических проблем. Во-вторых, редукция их собственно исследовательской составляющей. В-третьих, постепенное превращение отечественной социогуманитарной науки в посреднический механизм трансляции знания, произведенного западной наукой, в нашу социальную практику. В-четвертых, распространение постмодернистской методологии и "либерализация" когнитивной контекста производства научного знания. В-пятых, распространение теневой науки, поп-науки и т. п., размывание границ между наукой и не-наукой, разрушение традиционного этоса научной деятельности.

 
       
       
       
     
   
 
Почтовый адрес РИЭПП:   
105064 Москва, Земляной Вал, 50 а/8 стр 6   
info@riep.ru   
 Телефон:
  916-28-84
  916-13-01 fax
 © Copyright 1997-2006 РИЭПП  
Сайт создан в системе uCoz