Новости
 
 
       
    01.10.2007  
       
    Доклад В.П.Третьяка на научном семинаре  
       
    В среду 26 сентября состоялось очередное заседание семинара РИЭПП на тему: "Форсайт как технология предвидения". С докладом выступил д.э.н., профессор, начальник отдела "Форсайта и инновационной политики" Владимир Петрович Третьяк.
 
       
 

Третьяк Владимир Петрович

докт.экон.наук, профессор
нач. отдела
Форсайта и инновационной политики

e-mail: v_tretyak@inbox.ru
тел: 917-21-89

 
       
    Форсайт как технология предвидения  
       
    Докладчик обратил внимание на связь применения технологии Форсайта с уровнем развития гражданского общества. В процессе презентации специально обращалось внимание на то, что Форсайт - это не документ, а процесс, постоянно уточняющегося видения будущего с учетом активности заинтересованных участников, вовлеченных в область его формирования.

Приведя определения Форсайта, используемые экспертами ЮНИДО и специалистами из Европейского Союза, докладчик сформулировал следующее видение сути данной технологии предвидения: Форсайт представляет собой созидательную технологию воздействия на формирующееся будущее с помощью согласования партикулярных интересов различных слоев гражданского общества и по средствам стимулирования их активности в сфере использования ключевых технологий.
Любопытной является форма, в которой автор предложил наглядно представить разновидности Форсайта.

Во второй части презентации докладчик остановился на результатах проведенной предфорсайтной стадии применения этой технологии на примере развития Иркутской области.

В ходе презентации задавались уточняющие вопросы и высказывались суждения о перспективах применения технологии Форсайта в России. Директор РИЭПП предложил посвятить один из номеров Альманаха "Наука. Инновации. Образование" в 2008 году посвятить освещению опыта применения технологии Форсайта в исследовании проблем в отечественной практики и за рубежом.

 
       
       
     
  19.09.2007  
   
  ВНИМАНИЕ!
Производится набор слушателей для обучения по программе "Форсайт - новая технология активного предвидения"
 
       
    На первом этапе (заочно) проводятся дистанционное ознакомление с основами Форсайта, тестирование и подготовка эссе на предложенную тему.
На втором - с 14 по 19 октября 2007 года в Санаторно-курортном комплексе "Знание" в Адлере состоится выездная сессия, по итогам которой слушатели получат специальные сертификаты.
Обучение проводят преподаватели, прошедшие подготовку при Европейском Союзе.

Запись по телефону: (495) 625-13-94

Официальное предложение Центрального Института Непрерывного Образования (.doc)

 
       
       
     
    14.09.2007  
       
    Форсайт как технология активного предвидения
 
       
    С таким названием в журнале "Новые знания" (№2, 2007 г.) вышла статья В.П.Третьяка.  
       
 

Третьяк Владимир Петрович

докт.экон.наук, профессор
нач. отдела
Форсайта и инновационной политики

e-mail: v_tretyak@inbox.ru
тел: 917-21-89

 
       
    Текст статьи  
       
   
1. Предысторяи предвидения

Человеку всегда хотелось заглянуть в будущее. Десятки прорицателей, ясновидящих, предсказателей, оракулов, астрологов стремились найти себе место при властной фигуре в обществе. Искусство предвидения базировалось преимущественно на интуиции прорицателей, а чаще случайных догадках, которые по-своему истолковывались мудрецами [1]. Толкования последних строились, либо на не совсем осознанно обобщенных эмпирических фактах, либо на субъективном мнении советующего, что зачастую не исключало его злого умысла.

У советников иногда получалось неплохо, иногда заканчивалось для них плачевно. Таким образом, предвидение, основанное на прорицаниях, носило сугубо субъективный характер, зачастую мистический и, конечно же, как правило, не подтверждалось объективно развивающимися тенденциями. Такие предсказания давались всякого рода советниками в виде теологических догадок или в форме озарения.

Первой из известных попыток светского понимания процесса предвидения стала книга величайшего древнегреческого врача Гиппократа "Прогностика"[2] . Ее увидел свет более двух тысяч лет назад. Название "Прогностика" происходит от древнегреческого "prognosis" - предвидение . Это понятие обозначало искусство формулирование диагнозов и прогнозов процессов и явлений, правда, в сфере медицины. В отличие от предсказаний оракулов и прогностика того времени касалась в основном способов определения, различных болезней, их протекания и исходов. Предсказания здесь базировались на опыте обобщения объективно протекающих, неоднократно повторяющихся процессов, при наличии одинаковых внешних факторах. Именно на этой методологической основе стали развиваться прогнозирование (Forecasting), планирование (Planning).

2. Отличительные черты предвидения


Сегодня в России, к сожалению, более известна "Сага о Форсайтах", чем инновационная технология активного предвидения, получающая в мире довольно внушительное распространение. Слово foresight, в переводе с английского, означает "взгляд в будущее". В самом общем виде Форсайт представляет собой систему предвидения. Наиболее цитируемым является определение Форсайта, данное американским экспертом Б. Мартином: "Форсайт - систематическая попытка заглянуть в долгосрочное будущее науки, технологии, экономики и общества с целью идентификации зон стратегического исследования и появления родовых технологий, подающих надежды приносить самые крупные экономические и социальные выгоды" [3]. Однако это определение на сегодняшний день не отражает всех оттенков Форсайта.

Форсайт представляет собой обсуждение возможных путей развития и формирование на основе этого долгосрочных приоритетов в разных отраслях и сферах, в том числе и в экономике. Это совокупность инструментов, позволяющих активно предугадывать проблемы будущего. Это активный прогноз, который включает элементы воздействия на будущее. Однако Форсайт не только совокупность методов предвидения, не только прогноз, это еще и организационная технология.

Основные принципы инструментария Форсайта выделены в пособии "Технологический Форсайт", изданном международным коллективом экспертов ЮНИДО [4], следующим образом: являются:
1. Вовлеченность (commitment) различных общественных сил - бизнеса, научного сообщества, органов государственной власти и гражданского общества, в обсуждение и сопоставление долгосрочных прогнозов, стратегий развития, выработку более полного комплексного видения будущего, достижение консенсуса и согласования путей достижения будущего.
2. Коммуникация (communication) участников.
3. Концентрация на долговременном периоде (concentration on the long term).
4. Координация (coordination). Это означает, что наука и технология оцениваются в связи с экономическими и социальными достижениями;
5. Согласие (consensus) - необходимость слаженной работы бизнеса, научного сообщества, органов государственной власти и гражданского общества, которые пытаются прийти к консенсусу на основе разработанных специалистами сценариев развития общества.

Области, в которых применим Форсайт, могут быть самыми разнообразными. Большая часть работ, выполненных до настоящего времени, фокусировалась на проблеме национальной конкурентоспособности и, в частности, на определении приоритетов в различных областях технологического развития. Вместе с тем, методология Форсайта достаточно часто используется для решения проблем социального, политического и культурного характера. Среди них, например, видение демографических изменений в обществе, перспективы развития транспортных систем, способы решения конкретных экологических проблем.

Форсайт (Foresight) - это не документ. Это не простое предвидение, получившее отражение в докладе. Форсайт - это процесс [5]. Это постоянно уточняющееся видение будущего [6]. Это, попытка заглянуть в будущее таких видов деятельности как наука, технологии, экономика, социальные и культурные процессы, происходящие в обществе, с целью оценки важнейших направлений достижений. При этом, представление о будущем является результатом согласования партикулярных интересов различных социальных слоев гражданского общества.
 
    _______________________________________  
    [1]. Прорицания передавались через молодую жрицу, Пифию, находившуюся в состоянии медиумного экстаза, и толковались жрецами. Пифия отпивала глоток воды из священного ручья Кассотиды, жевала листья священного лавра и занимала место на золотом треножнике над расщелиной скалы. Древние авторы объясняли экстатическое состояние пифии вдыханием ядовитых испарений, поднимавшихся из расщелины. Выкрикиваемые пифией слова истолковывались жрецами как пророчество Аполлона. Прорицания были заведомо двусмысленны, а жрица не отличалась неподкупностью" - Рубрика "Дельфийский оракул" см. Современный словарь-справочник: Античный мир. Сост. М.И.Умнов. М.: ОЛИМП, ACT, 2000, и Мифологический словарь: ок. 1800 статей / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006.
[2]. Гиппократ - Прогностика в книге Гиппократ Издательство: Сварог 1994.

[3]. Unido Technology Foresight Manual. United Nations Industrial Development Organization. Vienna, 2005, V.I. - P. 8
[4]. There are five important aspects to these definitions:
-Attempts to look into the future must be systematic to be called "foresight". This distinguishes foresight from the endogenous scenario building that we are all engaged in when planning our everyday lives.
-Foresight must be concerned with the longer term, which is generally considered to be beyond normal planning horizons. Foresight time horizons therefore typically range between five and thirty years.
-Science/techno/ogy push should be balanced with market pull. Whilst this is a rather crude way to think about the innovation process, the point is that technology foresight should not be dominated by science and technology (S&T) alone. Attention also needs to be paid to socio-economic factors that are well known to shape innovations.
-Foresight concentrates on emerging generic technologies where there is a legitimate case for government support. This is because companies are often unwilling to fund the strategic research that underpins emerging generic technologies.
-Attention must be given to social impacts, not just those concerned with wealth creation. This has led to some recent foresight exercises to adopt more problemoriented perspectives from the outset, for example, focusing upon issues such as crime prevention, education and skills, ageing societies, etc.".
[5]. Один цикл Форсайта идет обычно 3-5 лет. Количество проведенных циклов по странам различно. Гак, в Японии проведено 4 цикла, в Австрии и Швеции - по 2 цикла, в Великобритании идет третий цикл Форсайта". - Форсайт Иркутской области. 20 вопросов и ответов. Иркутск 2006, с. 7.
[6]. Горизонт Форсайта - это промежуток времени, на который разрабатывается предвидение (активный прогноз). Горизонт предвидения - это максимальное количество лет, на которых делается прогноз. Горизонт Форсайта - от 10 до 30 лет" - Форсайт Иркутской области. 20 вопросов и ответов. Иркутск 2006, с. 7

 
       
     
       
       
     
    20.08.2007  
       
    Международный семинар "Национальные типы научной и технологической политики и глобальные вызовы 21 века" в Китае  
       
    В июле в живописном пригороде Пекина - г. Ми Юнь - состоялся Международный семинар "Национальные типы научной и технологической политики и глобальные вызовы 21 века". Название имело более общий характер, чем конкретная повестка дня. По сути дела, речь шла только о возможности (целесообразности) регулирования утечки умов в странах третьего мира в свете кадровых проблем общемировой науки. Участвовали специалисты КНР, России, Украины, Бразилии и Индии.  
       
 

Егерев Сергей Викторович

докт.физ-мат.наук, профессор
зав.отделом Проблем научной политики

e-mail: segerev@mail.ru     
тел: 916-16-50

 
       
   

Профессор Фэй Ван (Шаньсийский педагогический университет, КНР) отметил, что со вступлением страны в ВТО экономика Китая стала полноправным участником глобальных процессов. Однако наряду с положительными факторами новый порядок спровоцировал и очень существенные вызовы. Один из самых серьезных брошен сообществу китайских высококвалифицированных специалистов.

Тем не менее доклад профессора дышал оптимизмом. Он сформулировал несколько направлений, на которых можно сосредоточиться в вопросах регулирования миграции.

1. Улучшение условий жизни наиболее ценных специалистов. Практика подтверждает, что развитие инфраструктуры страны в значительной мере способствует возвращению работников на родину. В 60-х годах в Корее попытались решить этот вопрос с помощью высокой зарплаты, однако безуспешно. В 80-х годах, по мере экономического развития Кореи, улучшения ее инфраструктуры, в страну стало возвращаться немалое количество специалистов, причем на гораздо более низкую зарплату, нежели та, что предлагали в 60-х. Те же тенденции можно проследить и на примере КНР. Так, в последние годы обучающиеся за границей возвращались в Пекин, Шанхай и другие развитые районы Китая. Причина - динамичный рост национальной экономики.

2. Повышение доходов высококвалифицированных работников. Правительству необходимо ускорить реформу механизма кадрового распределения, увеличить доход высококвалифицированных специалистов, сократить разрыв в оплате труда в сравнении с развитыми странами. Каждый гражданин должен быть уверен, что если сумеет стать первоклассным специалистом, внести выдающийся вклад в развитие страны, то получит и первоклассное обеспечение.

3. В то же время следует обращать внимание на китайских специалистов, работающих за пределами страны. Во-первых, целесообразно создать орган, налаживающий связи с ними, вести соответствующий банк данных, внимательно следить за динамикой их численности, обеспечивать постепенный переход от "утечки умов" к их репатриации.

4. Необходим специальный фонд, способствующий обеспечению работой в Китае обучающихся за границей (в случае их возврата).

5. Нужно разработать статус и механизм привлечения "технического иммигранта", более широко использовать труд иностранных специалистов. Китай должен учиться у развитых стран привлекать выдающихся ученых и дефицитных специалистов всего мира к обслуживанию потребностей своей экономики.

Утечка умов - мировое явление. В открытой стране избежать ее невозможно. Результаты исследований китайских экспертов показывают, что когда в развивающихся странах средняя зарплата квалифицированного специалиста достигает 4 тыс. долл., возникают хорошие возможности для т.н. обратного потока.

Нужно сказать, что профессор имел право на определенный оптимизм. За 25 лет, прошедших с момента открытия китайских границ, число китайцев, уехавших учиться за рубеж, составило больше 580 тысяч. Значительная доля вернулась после учебы в Китай, превратившись в менеджеров международных корпораций, обитателей "Силиконовой долины" Жонгуанкун под Пекином и владельцев собственного бизнеса. Производительность 5 тыс. основанных ими предприятий - больше 10 млрд. юаней ($1.21 млрд.) в год. Для страны, где высшее образование - удел менее 1% населения, их приезд стал одним из главных капиталовложений в экономическую модернизацию. Китайские власти не замедлили развить успех. По всей стране было создано больше 70 бизнес-парков - своего рода питомников для вернувшихся из-за моря соотечественников, которых здесь называют "черепахами", сравнивая с животными, возвращающимися на тот берег, где родились. Здесь их ждут дешевые офисные помещения, налоговые льготы, кредиты на организацию бизнеса и эффективные бизнес-консультации. Количество вернувшихся быстро растет. Пока доля их по сравнению с общей массой обучающихся за рубежом невелика - порядка 20000 чел в год, но тенденция явно положительная.

Экспертам из других развивающихся стран трудно было похвастать успехами мероприятий по регулированию утечки умов и возвращению специалистов. Надо признать, что жесткие административные меры 90-х годов в Бразилии и Индии по удержанию специалистов сменились более продвинутыми и мягкими подходами, что несколько изменило ситуацию.
Индийские эксперты отметили, что в Индии правительство вложило огромные средства в создание новых высокотехнологичных лабораторий и промышленных зон, предоставило субсидии индустрии, привлекло к работе высококвалифицированных специалистов внутри страны и из-за рубежа. В результате, по статистическим данным Министерства образования Индии, если в 1977 г. царило практически повальное бегство выпускников вузов - эмигрировали приблизительно 40% персонала выпускников естественно-научных институтов страны, то в 2005 г. эта цифра составила вполне приличную долю 10%. Нужно, правда, отметить, что в результате этого исхода 30-летней давности, индийская диаспора сегодня лидирует в списке преподавателей вузов США иностранного происхождения.

Мне довелось выступить с комментариями по российской ситуации. Коллегам почему-то запомнилось, главным образом, заявление, что наша утечка имеет уникальную особенность - специалисты уезжают не из перенаселенной страны с отсутствующим научным потенциалом, а из страны с высоким научным потенциалом, и при этом страдающей от жестокой депопуляции. "Как это может быть в принципе? Ведь у Вас каждый новорожденный должен быть на учете, не говоря уже о специалисте, в которого столько денег вложено", - спрашивали они. Порадовало их лишь то, что в отсутствие какой бы то ни было реальной государственной позиции по вопросу интеллектуальной миграции, у нас хорошо поставлено дело с подробными социально-экономическими исследованиями размаха интеллекутальной миграции, мотивационными особенностями студентов и молодых ученых. Зарубежным экспертам хорошо знакомы работы российских специалистов, в частности, О.Чудиновских и Л.Леденевой. В частности, эксперты оперировали цифрами росийских специалистов о соотношении масштабов внутренней и внешней интеллектуальной миграции и находили их в чем-то универсальными, т.е. пригодными для анализа ситуации в других странах.

 
       
       
     
    09.08.2007  
       
    Гравитационная модель в глобальной науке  
       
    Интервью Б.Г.Салтыкова в STRF.RU (30.07.2007)  
       
   
Салтыков Борис Георгиевич

президент Ассоциации "Российский дом международного научно-технического сотрудничества",
в период 1991-1996 гг. - Министр науки и технической политики России
http://www.innovbusiness.ru/
 
       
    Фундаментальная наука сегодня - это вопрос адекватного выбора приоритетов, менеджмента и организационных структур  
       
   

Говоря о параметрах эффективности национального сектора исследований и разработок, мы неизбежно будем затрагивать и вопросы структуры его финансирования. Каким должно быть соотношение гарантированного бюджетного финансирования, и средств, которые сами ученые добывают в конкурентной борьбе за гранты и госзаказы? Помогает ли конкуренция за финансирование повысить эффективность проводимых исследований? Финансирование каких направлений, стадий исследований должно взять на себя государство и что можно оставить на усмотрение рынка и самих ученых?
Научные фонды, национальные и международные, распределяющие средства между учеными на конкурсной основе, становятся все более важным источником финансирования научных исследований в России, хотя в обществе отношение к их деятельности далеко неоднозначно. О роли научных фондов, их преимуществах и недостатках рассуждает президент ассоциации "Российский дом международного научно-технического сотрудничества", один из создателей Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), министр науки и технической политики РФ в период с 1991 по 1996 год, Борис Салтыков:


- Научные фонды - относительно новая для науки система распределения денег, бюджетных, правительственных, частных. Впервые эту систему широко внедрили американцы. В отличие от традиционной системы бюджетного финансирования, фонды распределяют средства с учетом мнения научного сообщества, основываясь на коллегиальной оценке получателей ресурсов. Правда сейчас (и Россия не исключение) меняется и традиционная система бюджетного финансирования науки: широко внедряется конкурсная система государственных закупок научной продукции, система госзаказа, лотов. Чиновники направляют деньги туда, куда считает нужным государство, но и они не обходятся без научной экспертизы. Ведь в фундаментальной науке никто лучше людей, непосредственно занятых в той или иной области, не разбирается, хорош или плох проект.

Принципиальная позиция Российского фонда фундаментальных исследований в том, что он распределяет деньги (гранты), руководствуясь исключительно оценками советов фонда и сообщества экспертов, при этом с РФФИ работают около 10 тыс. экспертов, всего же в базе Фонда их больше 35 тыс. Это новая идеология, основанная на свободе выбора, новый механизм. Не вертикаль, как в советское время, когда министерство, получив деньги от правительства, распределяло их по институтам, те - по отделам, и так далее, пока деньги не дойдут до младшего научного сотрудника. Теперь и младший научный сотрудник может лично подать в Фонд заявку на получение денег. Впрочем, обычно средства выделяют не персонально ученому, а группе, размер которой зависит от направления исследований. Например, у гуманитариев и математиков группы малые, в среднем по три человека, у физиков они побольше - по 7 человек.
Для финансирования науки такой формат не идеален, но он весьма эффективен, поскольку позволяет поощрять научную инициативу и активность снизу. Грант выделяется безвозмездно, после того, как эксперты коллегиально решат, что проектант достоин того, чтобы потратить деньги на заявленную работу. Результаты работы оцениваются по научному отчету, хотя те же американцы уверены, что отчет по гранту - это не гора бумаги, а научные публикации: грантополучатель должен формально сообщить о выходе одной или нескольких научных статей в определенных научных журналах, а в статьях должно быть указано, что работа выполнена на грант такого-то фонда. Я считаю такой подход нормальным для фундаментальных исследований.

Из фондов, работающих в России, я бы обязательно упомянул фонд INTAS, который был создан европейским сообществом при активном российском участии. Он начал работать у нас в тяжелейшее для России время, одновременно с Международным научным фондом Дж. Сороса. Только соросовский фонд прямо финансировал российского ученого, а INTAS финансирует российских ученых обязательно в партнерстве с европейцами: в заявке на грант INTAS должны присутствовать представители европейских стран и один российский участник. Это сделано, чтобы часть денег, причем значительная их часть, оставалась в Европе. Но у такого подхода есть и положительный аспект - он обеспечивает партнерство, включенность науки России в мировую науку, так что я считаю эту особенность деятельности INTAS исключительно положительным явлением. Фундаментальная наука по своей сути интернациональна.

Но все-таки вопрос о роли зарубежных фондов остается открытым. Помогли они российской науке или нет?

- Первый ответ - да, конечно. Поддержали. Удержали от эмиграции. Помогли сохранить исследовательские коллективы. Я сейчас говорю о мнении не только чиновников или людей со стороны. Это мнение и самих ученых. Но есть и другое мнение, прямо противоположное: поддержали три года, а потом бросили, спровоцировав волну научной эмиграции.

Моя позиция в этой связи известна. Жаль, что человек с потенциалом уезжает, но фундаментальная наука открыта. И для науки лучше, если публикация о результатах фундаментальных исследований (где нет коммерческой применимости, это я подчеркиваю особо) появится в журнале Nature, а не в некоем "Вестнике …" (название, разумеется, условное). Для науки, как системы познания окружающей среды, не важно где ученый исследовал свою тему, в "заморской" лаборатории, или в нашей. Наука получила результат, так как в средней "заморской" лаборатории условия и приборы есть, а в средней нашей - пока нет. В каком-то смысле мы продолжаем сохранять потенциал мировой науки...

 
     
       
       
     
    27.07.2007  
       
    Пилотный проект: что дальше?  
       
    Модернизация академического сектора науки. В статье, опубликованной в "Поиске" (www.poisknews.ru) позицию Минобрнауки разъясняет директор Департамента научно-технической и инновационной политики А.В.Хлунов.  
       
   

Хлунов Александр Витальевич

директор Департамента научно-технической и инновационной политики Минобрнауки РФ
http://mon.gov.ru/ruk/dir/hlunov/
тел.деп.: 629-07-45

 
       
    В последнее время в средствах массовой информации и в сети Интернет интенсивно обсуждаются различные аспекты модернизации академического сектора науки, в том числе ход реализации пилотного проекта совершенствования оплаты труда научных работников РАН, а также подготовка программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук. Зачастую информация подается в искаженном виде. Считаю необходимым довести до научной общественности позицию Минобрнауки России по затрагиваемым вопросам.

Министерство внесло в Правительство России проект программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук. Он согласован со всеми государственными академиями, кроме РАН.

В чем наши основные разногласия? Министерство настаивает на расширении конкурсного механизма распределения бюджетных средств. На перераспределении этих средств от менее эффективных институтов (лабораторий) к более эффективным. На том, чтобы сделать конкурсные механизмы прозрачными, а экспертизу - объективной и независимой от чиновника. Министерство выступает за государственно-общественный контроль механизмов распределения денег налогоплательщиков, в том числе - через предлагаемый координационный совет, в состав которого должны на паритетной основе входить представители всех государственных академий наук и Правительства России - то есть вовсе не одни чиновники. За согласование с министерством правил и процедур формирования и текущего исполнения программы. Наконец за ежегодную отчетность перед Правительством России о ходе реализации и результатах по устанавливаемым им формам. Что же здесь нелепого или чрезмерного?


При этом министерство не предполагает никакого вмешательства в определение научной тематики тех проектов, которые будут реализовываться в рамках программы, не претендует на распределение денег по этим проектам, вообще не вмешивается в хозяйственную деятельность - все это целиком будет находиться в компетенции государственных академий наук...
 
     
       
       
     
    20.07.2007  
       
    Б.Г.Салтыков. Укрощение строптивой  
       
    В Независимой газете (11.07.2007) опубликована статья Б.Г.Салтыкова "Укрощение строптивой"  
       
   
Салтыков Борис Георгиевич

президент Ассоциации "Российский дом международного научно-технического сотрудничества",
в период 1991-1996 гг. - Министр науки и технической политики России
http://www.innovbusiness.ru/
 
       
  В российской фундаментальной науке давно назрела потребность в смене элит  
   
 

Обычно любая власть во всех точках принятия важных политических и финансовых решений ставит людей, гарантированно приверженных проводимой ею политике. В этой связи ситуация с Российской академией наук выглядит необычным исключением.

По срокам "несменяемости" соперничать с руководством РАН могут только Министерство по чрезвычайным ситуациям и московская мэрия. Но если в последних двух случаях это можно объяснить признанными успехами в управлении соответствующими объектами, то с РАН все обстоит наоборот. Полусоветский по форме и корпоративно-договорной по сути стиль управления, а также полное отсутствие каких-либо инициатив по принципиальному реформированию академии привели огромный научный комплекс на грань деградации.

Да, слава богу, в системе РАН еще сохранились и сильные НИИ, и отдельные сильные коллективы ученых, но их доля, по оценкам самых разных экспертов, составляет не более 20-25%.

Начиная с 2003-2004 годов, президент и правительство страны, провозгласив курс на переход к инновационной экономике, настойчиво призывали РАН к тому, чтобы привести ее структуру и механизмы функционирования в соответствие с сегодняшними реалиями. Однако академическая корпорация с иррациональным упорством продолжала следовать охранительно-оборонительной стратегии, которая в течение всей ельцинской эпохи обеспечивала ей полный контроль над одной третью госбюджета на науку и огромными государственными активами.

Последняя инициатива Минобрнауки РФ в форме Модельного устава РАН вызвала бурю негодования в академии. Самым сильным раздражителем оказался Наблюдательный совет, который предлагалось ввести согласно Модельному уставу.

Забыли академики, что еще совсем недавно они жили и творили под присмотром Наблюдательного совета, который назывался тогда Отделом науки ЦК КПСС. Не только институт новый открыть, но и избрать "не ту фамилию" в члены академии нельзя было без его разрешения. Но, несмотря на это, при Мстиславе Келдыше и Анатолии Александрове успехи нашей науки были покруче нынешних. В цивилизованном мире собственник, в том числе государство, в том или ином виде всегда реализует свое право решать на что можно, а на что нельзя расходовать его ресурсы.

Академическая корпорация вновь продемонстрировала свои лоббистские возможности и PR-ресурсы ("Руки прочь от академии!"). Судя по всему, правительство хочет провести свою линию юридически чисто и без публичных скандалов, поэтому до сих пор оно шло на большие компромиссы.

Однако терпение новой элиты и властных структур, ответственных за инновационную сферу, кончилось, и они делают очень сильный и нестандартный ход: создают государственную корпорацию по нанотехнологиям - "Роснанотех". При этом устами первого вице-премьера "нанопроект" по масштабу и влиянию объявляется равным атомному и космическому проектам, на него выделяются огромные ресурсы, форсированно принимается специальный федеральный закон...

текст полностью (.doc)

 
   
 
       
     
    29.06.2007  
       
    29-ая сессия Рабочей группы ОЭСР по технологической и инновационной политике (TIP) 13-15 июня 2007 г., Париж
 
       
    13 июня 2007 г. состоялось совместное заседание TIP-группы и NESTI (Рабочей группы национальных экспертов по индикаторам науки и технологий) ОЭСР, посвященное анализу и выработке индикаторов, отражающих развитие инноваций, а также результативности сферы ИиР и инноваций в странах ОЭСР.  
       
   
Семенова Нина Николаевна

канд.филос.наук,
зав.сектором Проблем науки в условиях глобализации
зам.главного редактора альманаха "Наука. Инновации. Образование"
e-mail: ninas05@mail.ru
тел. 917-21-35
 
       
    В состав российской делегации вошли: для работы в NESTI-группе - проректор ГУ-ВШЭ проф. Л.М.Гохберг, а также специалисты в области науки и новаций к.э.н. И.А.Кузнецова и к.э.н. И.А.Огородникова; для работы в TIP-группе - зам. начальника отдела международных организаций и многосторонних программ Минобрнауки РФ (Департамент международного сотрудничества и информационного обеспечения в образовании и науке) Б.А.Ларионов, зав. сектором проблем глобализации науки и инноваций РИЭПП к.ф.н. Н.Н.Семёнова, а также директор ЦИСН Д.А.Рубвальтер и научный сотрудник ЦИСН В.Н.Киселев.

Сквозной темой совместного заседания TIP- и NESTI-групп стала проблема глобализации и открытых инноваций и методов их статистического и эконометрического анализа. Эта проблема не раз обсуждалась и на сессии Рабочей группы ОЭСР по технологической и инновационной политике.

Большое внимание на совместном заседании обеих групп было уделено макро- и микроданным, показывающим проблемы развития инноваций на разных уровнях, в разных странах, но при общности подходов позволяющих делать широкие международные сопоставления. Такие исследования дают возможность плодотворно использовать полученные данные для выработки политических решений в сфере развития ИиР и инноваций.

Активно обсуждались проблемы и перспективы сотрудничества TIP-группы и NESTI, которое получило высокую оценку делегатов.
14-15 июня 2007 г. состоялась 29-я сессия Рабочей группы ОЭСР по технологической и инновационной политике. На её открытии Секретариат от имени всей Организации экономического сотрудничества и развития поздравил делегации стран, которые в скором будущем из стран-наблюдателей перейдут в статус членов ОЭСР. Как известно, Российская Федерация входит в их число и активно сотрудничает с этой международной организацией.

На 29-ой сессии TIP-группы активно обсуждались проблемы выработки инновационной стратегии ОЭСР. Летом, в ближайшем будущем, делегатам будет разослан соответствующий документ, подготовленный Секретариатом для комментариев.

Много внимания, как и в предыдущий день, было уделено обсуждению проблем глобализации и открытых инноваций. Были рассмотрены основные результаты Гаагской конференции по глобализации и открытым инновациям (декабрь 2006), а также заслушаны доклады по предварительным результатам трёх модулей международного проекта "Глобализация и открытые инновации", хотя ни одна из 13 стран, участвующих в проекте, работу ещё не завершила. Российская делегация также представила предварительные материалы по уже проведённым конкретным обследованиям кураторам международного проекта от ОЭСР и в Секретариат (руководитель проекта - Семёнова Н.Н., куратор российского проекта - Наумов А.В., зам. директора Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки РФ).

На сессии обсуждалась также работа по изучению инноваций в сфере программного обеспечения, проводимая Комитетом по индустрии, инновациям и предпринимательству. Предложено осуществить международный проект по исследованию инноваций в сфере ИКТ, прежде всего в области программного обеспечения, что было поддержано многими делегациями.

Отдельно был рассмотрен вопрос о правах интеллектуальной собственности (IPR) и их роли в развертывании инноваций. Было вынесено решение о необходимости международной кооперации для развития и поддержания IPR в научно-технологической сфере, так как именно сложности в этой сфере нередко сдерживают или затрудняют развитие инноваций, особенно открытых инноваций.

Особое внимание было уделено анализу инновационной политики и национальных инновационных систем (НИС). Были представлены экспертные обзоры инновационной политики Испании, Польши, а также НИС Китая. Ряд стран, в том числе Россия, готовы к проведению таких исследований на национальном уровне с привлечением специалистов ОЭСР. Детальный обзор (peer-review) становления и развития НИС был представлен делегацией Южной Кореи.

Отдельной темой стало обсуждение индикаторов научно-технологического развития (в продолжение дискуссий совместного заседания TIP- и NESTI-групп), и особенно сложности и востребованности оценок инновационной политики. В ближайшее время намечена реализация проекта по оценке инновационных политик в странах ОЭСР (в том числе в сфере налогообложения), а также возможностей оценки социоэкономических эффектов и влияний ИиР, поддерживаемых государством.

На этой сессии не раз возникал вопрос о необходимости анализа развития сферы нанотехнологий и развития инструментов для такого анализа с целью выработки эффективных политических решений. Нужно отметить также, что эксперты по инновационной политике всё чаще говорят о гуманитарных аспектах развития технологий, инноваций и соответствующей политики. В декабре 2006 года на 28-ой сессии TIP-группы этому было посвящен доклад А.В.Наумова "Развитие технологий с особо значимым социальным эффектом" (Минобрнауки РФ), встреченный с большим интересом. На только что прошедшем заседании Рабочей группы ОЭСР по технологической и инновационной политике на исключительной важности социальных приложений технологий в сфере здравоохранения, образования, сохранения окружающей среды подробно останавливались делегаты Канады и Австралии.

Завершающим в блоке обсуждений по проблемам развития НИС стал вопрос о подготовке Обзора науки, технологий и инноваций-2008 (Outlook 2008). Причём особо отмечалась необходимость проведения не только статистического представления проблем, но и - прежде всего - анализ эволюции и качественных изменений НИС. Все делегации выразили большую заинтересованность в этой работе.

В заключение делегатам был представлен краткий обзор прошедшей 29 сессии Рабочей группы ОЭСР по технологической и инновационной политике и предложены следующие даты проведения сессий в будущем: 10-12 декабря 2007, 11-13 июня 2008, 3-5 декабря 2008.
 
       
       
     
    20.06.2007  
       
    Особенности национальной инноватики.
Результаты круглого стола "Проблемы капитализации интеллектуальной собственности: статистический, правовой и экономический аспекты"
 
       
    8 июня 2007 г. в Москве Центром Стратегических Разработок, группой "СтратЭГ", Центром "Открытая экономика" был проведен круглый стол "Проблемы капитализации интеллектуальной собственности: статистический, правовой и экономический аспекты".
На круглом столе обсуждались особенности инновационной деятельности российских организаций, динамика показателей инновационной активности, нормативно-правовые аспекты использования результатов НИОКР, выполненных за счет средств федерального бюджета.
 
       
 

Соловьева Галина Михайловна

канд.эконом.наук,
зав.сектором Приоритетов и критических технологий


e-mail: vs375@yandex.ru,  
nereida_galina@rambler.ru
тел: 916-81-08

 
       
    К участию в круглом столе приглашены около 60 экспертов, представителей федеральных органов исполнительной власти, организаций научно-технической и инновационной сферы, вузов. В качестве ведущего круглого стола выступил директор группы "СтратЭГ" К.В.Киселев, основные темы для обсуждения были заданы президентом ассоциации "Российский дом международного научно-технического сотрудничества", профессором ГУ-ВШЭ Б.Г.Салтыковым. На круглом столе выступили ректор РЭШ С.М.Гуриев, член комитета ТПП РФ по инвестиционной политике, директор СРМG-Техноконсалт С.Ю.Симаранов, главный специалист Управления по контролю в сфере правовой охраны и использования РНТД, полученных за счет средств федерального бюджета, Роспатента О.П. Степнов, директор ТАТ "Транстехнология", член президиума ОПОРЫ России Н.И.Золотых, генеральный директор ООО "ДКИС" Д.М.Кулиш, младший научный сотрудник лаборатории компьютерной графики ВМиК МГУ А.С.Конушкин, директор Центра трансфера технологий МГУ О.Г.Дьяченко, заведующая сектором РИЭПП Роснауки Г.М.Соловьева, начальник отдела Департамента научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки Российской Федерации В.Ф.Федорков, начальник Управления по контролю в сфере правовой охраны и использования РНТД, полученных за счет средств федерального бюджета, Роспатента О.И.Стрелков, руководитель Инновационного агентства РАН, Начальник управления использования результатов ориентированных фундаментальных исследований РФФИ С.А.Цыганов. В дискуссиях также участвовали заместитель начальника Управления инновационного развития и инфраструктуры - начальника отдела инновационных проектов и интеллектуальной собственности Роснауки М.М. Цымбалов, начальник отдела научно-техническоыый и патентной информации ФГУП НПП "Торий" Ю.А.Дербишер.

Ход обсуждения на круглом столе выявил парадоксальные особенности отечественной инноватики. По выражению С.Ю.Симаранова, инновации в России сегодня - это в основном способ получения государственных денежных средств, в меньшей степени - это "приработок" для ученых и работников лабораторий. Инновации в России - это скорее некая социальная, а не экономическая категория. Классическое западное представление об инновационной деятельности как о бизнесе, конечной целью которого является получение прибыли, не встречается в российской действительности. "Успех страны в инновационном движении определяется тем, насколько она сможет реализовать свое конкурентное преимущество в … технологическом цикле" создания и продвижения нового товара с учетом реальных возможностей. "Я думаю, - считает С.Ю.Симаранов, - что … у нас понимания того, что нужно делать просто не существует… Когда у нас говорят про инновации, то в основном говорят про инвестиции - дайте денег. Если мы подходим [к инновациям] как к экономической категории, то инвестиции - это только средство, а цель - это рынок. Рынок - это объемы продаж. И если все это прослеживается, у нас отношение к государству [таково], что государство или дает денег или государство дает рынок, помогает выйти на рынок, помогает сделать так, чтобы продукцию покупали, соответственно - и результат."

К государству в целом предъявляется громадный перечень требований, начиная от выбора стратегических целей развития вплоть до обеспечения функционирования конкретных организаций. Участники инновационного процесса не удовлетворены регулированием вопросов принадлежности результатов НИОКР, выполненных за счет средств федерального бюджета, регулированием отношений в связи с созданием служебных изобретений. Представителя "инновационной" сферы высказывали неудовлетворенность бюджетным законодательством и ,в принципе, необходимостью выполнения требований законодательства и делового оборота. Сохраняются иждевенческие отношения и настроения "скупого рыцаря". Стоит отметить, что участниками круглого стола не рассматривалось производство, производственные предприятия в качестве потребителей инноваций, результатов исследований и разработок. Это еще раз подтверждает актуальность имеющегося взгляда на государство, как основного инициатора и движущую силу научно-технического прогресса и инноваций.

Кроме того, современная официальная статистика в сфере науки и инноваций не выполняет функции обратной связи в системе государственного управления сферой исследований и разработок.

Стенограмма круглого стола размещена по адресу: http://www.opec.ru/library/article.asp?d_no=5828&c_no=83&c1_no=. (Следует при этом отметить, что в целом стенограмма не вычитана участниками круглого стола, поэтому к оборотам, характерным для устной речи, здесь добавлены и технические огрехи подготовки стенограммы).

 
       
       
     
    08.06.2007  
       
    "От науки к бизнесу". Об итогах Международного Форума в Санкт-Петербурге  
       
    17-19 мая 2007 года при поддержке Правительства Санкт-Петербурга на базе Санкт-Петербургского государственного университета состоялся Первый Международный форум "От науки к бизнесу: Международный опыт развития инфраструктуры инновационной деятельности".
Основной целью проведения Форума стал обмен знаниями и международным опытом формирования ведущих национальных и региональных инновационных систем, а также установление эффективного и взаимовыгодного сотрудничества власти, научного и бизнес-сообщества в развитии инновационной деятельности.
 
       
 

Тихонова Светлана Анатольевна

канд.эконом.наук,

зав.сектором "Механизмов финансирования и форм организации инновационных процессов"
e-mail: s.a.tikhonova@mail.ru
тел. 917-21-89

 
       
    17-19 мая 2007 года при поддержке Правительства Санкт-Петербурга на базе Санкт-Петербургского государственного университета состоялся Первый Международный форум "От науки к бизнесу: Международный опыт развития инфраструктуры инновационной деятельности".
Основной целью проведения Форума стал обмен знаниями и международным опытом формирования ведущих национальных и региональных инновационных систем, а также установление эффективного и взаимовыгодного сотрудничества власти, научного и бизнес-сообщества в развитии инновационной деятельности.
Форум посетило более 200 специалистов из России, Финляндии, США, Германии, Южной Кореи, Тайваня, стран СНГ (Украины, Беларуси, Армении, Казахстана). В нем приняли участие представители университетов, научных и инновационно-технологических центров, высокотехнологичного бизнеса, федеральных и региональных органов государственной власти, Европейского проекта "Инновационная сеть региона Балтийского моря" (FP6 BSR InnoNet), руководство Северного Инновационного Центра (Nordik Innovation Centre), Инновационного Центра Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (APEC SME Innovation Center) и многие другие.

На пленарном заседании в день открытия Форума с основными докладами выступили: помощник Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Е.В. Попова, начальник Управления по технико-внедренческим зонам РосОЭЗ Г.А. Сарычев, председатель Комитета по науке и высшей школе Администрации Санкт-Петербурга А.Д. Викторов, Вице-губернатор Томской области В.И. Зинченко, Президент НП "РУССОФТ" В.Л. Макаров.
"Опыт ведущих стран мира по развитию инновационной деятельности" стал лейтмотивом второго дня работы Форума. С докладами выступили Е. Кокконен (The Baltic Institute of Finland, Финляндия), М. Маттила (Academy of Finland, Финляндия), Р. Браун (PHLburg Technologies, США), У. Дитс (GFT Technologies AG, Германия), Ю Су Хонг (Yoo-Soo Hong, Institute for Global Innovation Economy, Южная Корея), Лян-Ха Си (Liang-Han Hsieh, Industrial Technology Research Institute, Тайвань).

Отдельные актуальные тематические вопросы были вынесены на обсуждение круглых столов:
·
Формирование региональных инновационных систем в Российской Федерации;
·
Развитие национальной инновационной инфраструктуры Финляндии;
·
Опыт реализации Приоритетного национального проекта "Образование" по направлению "Стимулирование образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы";
·
Международный опыт организации деятельности технопарков;
·
Развитие сотрудничества бизнеса и инновационных институтов;
·
Развитие национальной инновационной инфраструктуры Республики Корея;
·
Центры трансфера технологий и Офисы коммерциализации университетов и научных организаций. Опыт проекта CRDF;
·
Роль многонациональных компаний в развитии инновационной экономики;
·
Проблемы формирования кадрового состава для развития инновационной деятельности.

Оживленная и насыщенная дискуссия состоялась на круглом столе "Формирование региональных инновационных систем в Российской Федерации" под руководством модератора Вице-губернатора Томской области В.И.Зинченко. Здесь была представлена возможность участникам Форума не только познакомиться с уникальным опытом своих коллег из других регионов, но и высказать предложения по решению наи-более острых проблем, препятствующих инновационному территориальному развитию.
К таким проблемам участники круглого стола, прежде всего, отнесли:
· несовершенство и противоречивость законодательной базы, в частности, не позволяющей государственным вузам и научным организациям создавать дочерние малые инновационные предприятия для коммерциализации результатов своих исследований и разработок и доведения их до товара на рынке (В.Н.Ельников, Президиум ДВО РАН);
·
недостаточное внимание и поддержка федеральной власти к проблемам научно-технологического развития регионов. В подтверждение этому, в частности, В.Н.Ельников привел пример полного отсутствия блоков по науке и образованию в проекте новой Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья", несмотря на стратегическое значение данной территории в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона;
·
медленное и недостаточное развитие инновационной инфраструктуры. О необходимости развития инновационной инфраструктуры опережающими темпами Б.А.Соловьев (Тверской ИнноЦентр) в докладе "О сетевой инновационной инфраструктуре";
·
нежизнеспособность объектов инновационной инфраструктуры, созданных с помощью средств федерального бюджета и лишенных в последнее время государственной поддержки. С критикой новой Федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приори-тетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы" Е.А.Мидлер (Центр мониторинга и оценки инноваций, Ростов-на-Дону);
·
отсутствие единой общепринятой терминологии, в т.ч., касающейся объектов инновационной инфраструктуры, ограничивающее возможности государственного регулирования их развития (Е.А.Лурье, Тверской ИнноЦентр) ...    текст полностью (.doc)
 
       
       
     
    04.06.2007  
       
    Статья В.П.Третьяка в журнале "Власть"  
       
    В № 3 (2007) Общенационального научно-политического журнала "Власть" (http://www.transpress.ru/) опубликована статья В.Третьяка "Начальные шаги формирования социального партнерства бизнеса и власти в Иркутской области".  
       
 

Третьяк Владимир Петрович

докт.экон.наук, профессор
нач. отдела
Форсайта и инновационной политики

e-mail: v_tretyak@inbox.ru
тел: 917-21-89

 
       
       
    На территории Иркутской области осуществляют производственно-коммерческую деятельность около
11,3 тыс. предприятий и организаций [1]. Среди них действует порядка 70 крупных предприятий, входящих в 17 вертикально интегрированных структур (ВИС). Эти компании играют значительную роль в экономике региона. Фирмы, входящие в ВИС, работают практически во всех областях деятельности экономики: добыча полезных ископаемых (ОАО "СУЭК", ОАО "ТНК-ВР), обрабатывающие производства (ООО "РЕНОВА", ОАО "Стальная группа Мечел", ОАО "РУСАЛ", ОАО "СУАЛ"), лесопромышленный комплекс (ЗАО "Илим Палп Энтерпрайз"), производство и распределение электроэнергии, газа, воды ("Евросибэнерго"), транспорт (ОАО "РЖД"), связь (ОАО "Сибирьтелеком") и другие сферы. Эти компании производят порядка 41% валового регионального продукта (ВРП) области, зарабатывают около 49% прибыли в области, а на их производствах трудится около 32,3% всех работающих в Иркутской области. Фирмы, входящие в ВИС, платят высокую заработную плату, превышающую в 1,57 раза среднеобластной уровень. Низкая рентабельность (8,4%) объясняется формированием прибыли за пределами Иркутской области, а также реализацией крупных инвестиционных проектов на территории региона крупными компаниями.


 
   

В большинстве вертикально интегрированных структур используется функциональное разделение, то есть существуют подразделения, производящие продукцию, сбытовые подразделения, а также управляющие. Необходимо отметить, что стратегия развития компании, располагающаяся в другом городе, формируется на уровне головного подразделения и не всегда учитывает потребности региона.
Если структурное подразделение является филиалом компании, то оно, как правило, не располагает собственными источниками финансирования. Ее деятельность финансируется юридическим лицом - головной организацией за счет средств, имеющихся в распоряжении компании, в соответствии с расходным бюджетом и планом финансирования, которые в свою очередь утверждаются руководством этой компании. Головное подразделение компании перечисляет денежные средства на текущий счет филиала [2].
Предприятия крупного регионального бизнеса, не входящие в ВИС, работают в основном в отраслях, ориентированных на внутренний рынок: в этой категории предприятия легкой и пищевой промышленности, региональные сельскохозяйственные, строительные фирмы, компании, работающие в транспорте и связи, и пр. В состав данной группы входят предприятия ОАО "Белореченское", ОАО "Иркутский масложиркомбинат", СХПК "Усольский свинокомплекс", ООО "ТМ Байкал", ФГУП "Аэропорт Иркутск", ОАО "Ангарское управление строительства" ЗАО "АКТЕХ Байкал".
Имея такую структуру игроков на региональных рынках, администрация Иркутской области в 2006 г. взяла курс на развитие отношений социального партнерства с крупными компаниями или с их филиалами в регионе.
В целом доля этих предприятий в ВРП составляет примерно 38% по всем основным макропоказателям и они зарабатывают 40,7% прибыли региона. Уровень оплаты труда работающих в данных организациях от 80 до 100% от уровня среднеобластной заработной платы и показатели рентабельности - 13%. На крупных и средних предприятиях региона трудятся около 49,7% работоспособного населения.
Малых предприятий на конец 2006 года насчитывается более 10 тыс., на которых работают около 18% трудоспособного населения региона. Суммарный годовой оборот составляет свыше 90 миллиардов рублей. На долю малого бизнеса приходится 21% ВРП. При этом отмечается
... статья полностью (zip)
_____________________

1. Сборник статистической отчетности по Иркутской области № 066 за 2005 год.
2. В настоящее время многие ВИС пересмотрели свою региональную политику и зарегистрировали предприятия отдельными юридическими лицами на территории тех муниципальных образований, где они осуществляют свою деятельность. Например, ОАО "СУЭК", ЗАО "Илим Палп Энтерпрайз" и др.

 
       
       
     
    28.05.2007  
       
    30-летие ИПФ. Пример стратегии  
       
    22-23 мая 2007 года в Нижнем Новгороде состоялись мероприятия, посвященные 30-летию Института прикладной физики (ИПФ) Российской академии наук. В первый день состоялась научная сессия с обзором впечатляющих достижений института, а во второй день в Нижегородском кремле прошли торжества городского масштаба. ИПФ - флагман отечественной физической науки - для науковедов интересен прежде всего феноменом превращения регионального НИИ в динамично развивающийся исследовательский центр мирового уровня с лидирующим импакт-фактором и прочими значительными научными индикаторами.  
       
 

Егерев Сергей Викторович

докт.физ-мат.наук, профессор
зав.отделом Проблем научной политики

e-mail: segerev@mail.ru     
тел: 916-16-50

 
       
   

Для специалистов по инновациям опыт ИПФ ценен тем, что руководители института в непростые 90-е годы продемонстрировали способность к адаптации, обнаружили вкус к изощренному фандрэйзингу и создали при институте целый "пояс" малых наукомеких предприятий. Эти предприятия выпускают широкий спектр высокотехнологичной продукции для научных исследований, медицины, транспорта и энергетики, комплексы управления технологическими процессами, создают новые материалы, технологии и уникальные программные продукты.

Специалисты по социальным проблемам, кадровой динамике, демографии науки обращают внимание на относительное кадровое благополучие института. В ИПФ создана многоуровневая система подготовки научных кадров по физике: специальные классы в физико-математическом лицее, базовый факультет "Высшая школа общей и прикладной физики", базовая специализация "Фундаментальная радиофизика" и филиалы кафедр радиофизического факультета Нижегородского государственного университета, а также мощная аспирантура института (46 аспирантов, обучающихся одновременно). На базе детского образовательно-оздоровительного лагеря и санатория-профилактория ИПФ ежегодно проводятся летние физико-математические школы для одаренных детей Нижегородского региона. В этом отношении стратегия ИПФ близка к кадровому подходу другого академического института - Санкт-Петербургского Физико-технического института имени А.Ф.Иоффе. Такая стратегия дает плоды: при штатной численности 460 научных сотрудников ИПФ имеет еще 700 молодых ученых со статусом "ассоциированный работник", полностью включенных в интенсивные научные исследования. Средний возраст штатных научных сотрудников 47 лет, что также впечатляет.

Мне довелось участвовать в мероприятиях первого дня и вручить руководству ИПФ некоторые знаки внимания по линии Отделения физических наук РАН.

На снимке: выступает директор ИПФ академик А.Г.Литвак

 
       
       
     
    08.05.2007  
       
    Новое назначение.  Ю.Сентюрин назначен на должность статс-секретаря - заместителя министра образования и науки РФ  
       
   

Депутат Государственной Думы РФ Юрий Сентюрин назначен на должность статс-секретаря - заместителя министра образования и науки РФ. Об этом сообщила пресс-служба правительства РФ, соответствующее распоряжение 27 апреля подписал председатель правительства РФ Михаил Фрадков.

Юрий Сентюрин родился в 1960 году в Иркутске. Окончил военный институт МО СССР, военную академию Советской армии, Всероссийскую академию внешнеэкономических связей и торговли. Служил в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации, полковник запаса. Был директором департамента транспортной компании "Русский мир", руководителем департамента регулирования деятельности естественных монополий на транспорте Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, министром промышленности и инноваций правительства Нижегородской области.
Перед избранием в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва - первый заместитель губернатора Нижегородской области.

Член фракции "Единая Россия". Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи.
По сообщениям СМИ Юрий Сентюрин является первым заместителем руководителя Приволжского Межрегионального координационного совета (МКС) партии "Единая Россия", а также координатором партии по патриотическому воспитанию молодежи.
Заместитель координатора депутатской группы по связям с парламентом Канады.
Награжден орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, медалями "За безупречную службу", "Воину-интернационалисту", "За трудовую доблесть", восемью ведомственными медалями, орденом Славы Демократической Республики Афганистан.

 
       
       
       
       
     
   
 
Почтовый адрес РИЭПП:   
105064 Москва, Земляной Вал, 50 а/8 стр 6   
info@riep.ru   
 Телефон:
  916-28-84
  916-13-01 fax
 © Copyright 1997-2007 РИЭПП  
Сайт создан в системе uCoz